- ПРАВИТЕЛЬСТВО
- – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, непосредственно осуществляющий управление страной.
П. (кабинет, совет министров и т. п.) представляет собой орган, состоящий из руководителей центральных ведомств государственного управления (министров, статс-секретарей, председателей департаментов) во главе с председателем (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер); в президентских республиках главой правительств является президент (см.).
П. СССР является Совет Министров СССР (см.) – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР; П. союзных и автономных республик – Советы. Министров республик (см.) – высшие исполнительные и распорядительные органы государственной власти республик. В Советском государстве подлинно народное П., образуемое демократическим путём – высшим представительным органом народа – Верховным Советом (см. Верховный Совет СССР, Верховный Совет республики), которому оно подотчётно во всей своей деятельности. П. СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании его палат; П. союзных и автономных республик – Верховными Советами союзных и автономных республик. В период между сессиями Верховного Совета СССР П. СССР соответственно перед Президиумом Верховного Совета СССР (см.), которому подотчётно. Аналогична ответственность и подотчётность П. союзных и автономных республик. Порядок образования П. СССР, его состав и полномочия определяются Конституцией СССР (ст.ст. 31, 49, 56, 64–71, 73). Порядок образования, состав и полномочия П. союзных и автономных республик определяются Конституцией СССР (ст.ст. 63, 79–83, 93) и конституциями республик.
Советское правительство – П. государства нового исторического типа – социалистического государства (см.), в осуществлении функций к-poro П. принадлежит важная роль. Первое Советское П. было образовано II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. (см. Совет Народных Комиссаров). В декрете II съезда «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» было сказано: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т. е. Совету Народных Комиссаров» (СУ РСФСР 1917 г.- № 1, ст. 1). Первым председателем Советского П. был В. И. Ленин. В состав первого Советского П. входил И. В. Сталин в качестве председателя (народного комиссара) по делам национальностей. После роспуска контрреволюционного Учредительного собрания слово «Временное» было исключено из наименования Советского П. III Всероссийским съездом Советов.
Подлинно демократические принципы организации и деятельности Советского П., установленные декретом II Всероссийского съезда Советов, получили своё развитие в первой Советской Конституции – Конституции РСФСР 1918 г., в Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г. (см. Советская Конституция).
Деятельностью Советского П., как и всех государственных органов СССР, руководит Коммунистическая партия – руководящая и направляющая сила в жизни советского общества, пользующаяся доверием и поддержкой всего советского народа.
В народно-демократических государствах (см.) П. являются также подлинно народными органами. Они ответственны перед высшими органами государственной власти, которые их образуют.
П. буржуазных государств являются главным орудием диктатуры монополистического капитала. Через буржуазные П. монополии осуществляют руководство всем подчинённым им государственным аппаратом.
В буржуазных т. н. «парламентарных» странах П. формируется лидером партийного большинства парламента (см.) по поручению главы государства. Лидер партии или парламентской коалиции, сформировав П., представляет его состав парламенту и выступает перед депутатами с программным заявлением о политике своего П. Парламент выражает либо вотум доверия, либо вотум недоверия. В первом случае состав.П. и его программа считаются одобренными, и П. приступает к своей деятельности; в последнем – продолжается правительственный кризис, т. е. такое положение, когда одно П. ушло в отставку, а другое ещё не сформировано. Правительственные кризисы свидетельствуют о слабости реакционной буржуазии, о росте противоречий и разброде в её рядах, что является одним из результатов усиливающейся борьбы трудящихся масс за демократические права и свободы. Во Франции, напр., после .окончания второй мировой войны было сформировано более 20 П.
В буржуазных странах, кроме президентских республик, формально действует институт парламентского контроля над деятельностью П. (см. Парламентаризм), однако по существу не парламенты контролируют П., а П. направляют и контролируют деятельность парламентов. Действительный контроль над П. осуществляют монополии, которые непосредственно взяли в свои руки рычаги управления буржуазным государством. Для периода империализма характерно то, что часто сами монополисты занимают важнейшие посты в П. Так, в кабинете президента США Эйзенхауэра, сформированном в январе 1953 г., из девяти министерских портфелей 8 находится в руках миллионеров.
Выражением слабости и реакционности монополистической буржуазии является то, что П. в капиталистических странах не только управляют, но и законодательствуют как через парламент, так и помимо него. В этих странах широкое распространение получило т. н. делегированное законодательство, т. е. законодательство П. в силу уступки ему парламентами своих законодательных полномочий... Буржуазные П. представляют собой комитеты по заведованию делами монополистической буржуазии и служат в её руках орудием ограбления и эксплуатации большинства населения буржуазных стран, орудием систематического ограбления колониальных и зависимых стран, орудием милитаризации экономики. Буржуазный государственный аппарат во главе с П., находящийся в руках монополий, представляет собой главное орудие, с помощью которого они препятствуют закону обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил проложить себе дорогу и тем самым сохраняют до поры до времени исторически изживший себя буржуазный экономический строй (см. Буржуазное государство).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.